«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П. П. Блонский.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия.
Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.
В трудах Б. М.Теплова: «Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».
В трудах современных исследователей (Т.А. Барышева, Д. Богоявленская, В.А. Шекалов и др.) творческие способности определяются как креативность («творческость»). Они рассматриваются, как умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления; нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом.
Э.А Голубева рассматривает творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру.
В.А. Сластёнин понимает под творческой способностью – способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные 1ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются, прежде всего, в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала ребёнка.
3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трёх лет является самым важным для становления ребёнка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребёнка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание, обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
5–6 лет. К этому возрасту, ребёнок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.
7–8 лет. Младший школьный возраст является сензитивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности – изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.
Поскольку большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Педагоги должны включать детей во всё многообразие художественной деятельности: пение, слушание музыки, танцы, рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В нашем дошкольном учреждении развивающая среда наполнена разнообразными играми и материалами, «Рисуем портрет» (дорисовывание маркером), «Портрет из пуговиц», «Волшебные кляксы», «Необычные картины» (на что похожи столовая и чайная ложки – мама с дочкой…), «Сказочные истории», «Волшебные очки», «Каменные картины» (составление картин из морских камней), «Придумай узор» (из природного материала), «Составление изображений из геометрических фигур», «Обрывной портрет», «Облака – загадки (в изображенных облаках найти предметы, людей, животных), «Буквы в рисунках», «Подбери слова к своему рисунку», рисование на ткани и камнях, цветные таблички с холодными и теплыми оттенками; для организации разнообразной художественной деятельности – краски, кисти,
пластилин, разные виды бумаги и картона, природный и бросовый материал (яичная скорлупа, шишки, крышки, нитки и др.).
В образовательной развивающей среде имеются также игры, способствующие развитию пространственного воображения и творческого мышления: разнообразные виды конструкторов (лего – конструктор, пластмассовый, деревянный), конструктивные треугольники, магнитный геометрический конструктор; дидактические игры: «Геометрический куб», «Сложи узор», «Танграмм», «Геометрическое лото», «Назови геометрические фигуры и тела», «Крестики – нолики», «Мастерская форм», «Силуэты фигур», «Волшебный мешочек с объёмными предметами».
В своей педагогической практике по организации художественной деятельности детей мы используем нетрадиционные техники. Интерес к нетрадиционным изобразительным средствам формирует у детей устойчивую мотивацию к художественной деятельности, а систематическая последовательная работа педагога побуждает ребёнка к самостоятельной художественной деятельности.
Наша работа строится на следующих принципах:
- от простого - к сложному (печать «ладошками», ватными палочками, «листьями», рисование мыльными пузырями, рисование солью, акварельными красками и воском, рисование пеной, «монотипия» и др.);
- принципы наглядности (иллюстрации из книг, репродукции произведений изобразительного искусства, рисунки, плакаты, образцы продуктивной деятельности воспитателя, систематически проводится смена репродукций картин в соответствии с темой недели);
- принцип индивидуализации (уголок изобразительной деятельности расположен в удобном месте, позволяет заниматься сразу нескольким детям, он постоянно пополняется разнообразными художественными материалами и дидактическими играми, в связи с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями детей);
- принцип развивающего обучения (создание ситуации успеха, использование игр и игровых ситуаций, ситуации творческого поиска, познавательные ситуации, проблемные ситуации, ярких наглядно – образных предметов (через восприятие искусства, природы, музыки, художественной литературы));
- принцип интегрированного подхода (интеграции с другими образовательными областями «Ребёнок открывает мир природы», «Первые шаги в математику», «Музыка», «Художественная литература», «Развиваем речь детей», «Конструирование», «Лепка», «Аппликация», программа «Родное Оренбуржье»);
- принцип доступности материала (в РППС имеется большое количество изобразительных материалов: витражные краски, краски по рисованию на ткани «батик», сангина, восковые мелки, фломастер – краска, разнообразные печати и др.).
Умело организованный педагогом творческий процесс художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник позволяет детям быть
исследователем, творцом. Мы заметили, что дети стали более творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Именно использование нетрадиционных техник в художественной деятельности создают в детском коллективе атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат художественной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторимая.
Наши дети в период самоизоляции, применяя полученные навыки владения нетрадиционных техник, самостоятельно рисовали, лепили, делали аппликационные работы, чем очень порадовали и родителей, и педагогов.